لَا إِلٰهَ إِلَّا اللهُ
Вот точный перевод азана (Adhān) - исламского призыва к молитве, на русский язык. Он повторяется пять раз в день и состоит из формул, каждая из которых несёт конкретный религиозный смысл:
اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ
Аллаху акбар, Аллаху акбар
→ Аллах велик, Аллах велик
أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلٰهَ إِلَّا اللهُ
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха
حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ
Спешите на молитву
حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ
Спешите к успеху / к спасению
اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ
Аллах велик, Аллах велик
لَا إِلٰهَ إِلَّا اللهُ
Нет божества, кроме Аллаха
Вообще, говоря )если "что":))):
появление азана (призыва к молитве в исламе) имеет косвенную связь с традициями в иудаизме, а также с христианской иудео-христианской литургической практикой.
Ислам не возник в пустоте: он сформировался в культурном и религиозном контексте, где иудеи, христиане и арабские язычники сосуществовали и влияли друг на друга.
Разворачиваю кратко, но по сути:
1. В иудаизме уже существовали практики публичного призыва
- Утренние и вечерние молитвы (шахарит, минха, маарив) в иудаизме были установлены в привязке ко времени суток и жертвоприношениям в Храме.
- В синагогах не было азана, но была система напоминаний:
- Шалиах-цибур (представитель общины) вслух начинал молитву, чтобы остальные присоединились.
- В шаббат и праздники звучали шофар или другие сигналы, оповещавшие о начале особого времени.
Это не было "призывом с минарета", но идея озвученного начала молитвы для всех - присутствовала.
2. Влияние ритуального времени и священных фраз
- Формула "Шма Исраэль" (Слушай, Израиль...) произносилась вслух дважды в день - это молитвенная декларация монотеизма, аналогичная по функции "Ла илаха илла-Ллах" в азане.
- То есть декларативная вера вслух, в определённое время суток - это то, что ислам адаптировал и расширил.
3. Географическая и социокультурная среда
- Пророк Мухаммад жил в обществе, где еврейские племена (Бану Курайза, Бану Надир и др.) активно практиковали свою религию.
- Был живой пример молитвенных традиций, включая регулярность, общинность, публичность.
- По исламским источникам, идея азана возникла после обсуждения того, как оповещать о времени молитвы. В одном из хадисов упоминается, что один сподвижник увидел во сне ангела, который учил его словам азана. Но форма организованного оповещения была уже знакома по иудейско-христианской среде.
4. Структурное сходство с иудейской и христианской литургией
- В иудаизме - фиксированное число молитв в день, строго по времени.
- В исламе - аналогично: 5 намазов, каждый в своём интервале.
- В иудаизме и христианстве также развита идея призыва к вниманию, священной фразы, ритуального ритма.
Вывод
Азан - это не прямое заимствование, но культурная адаптация идеи:
- временной святости,
- общинного напоминания,
- вслух произнесённой веры.
Иудаизм сыграл свою роль, как и христианство, и местные арабские обычаи.
Ислам объединил это в новую, звуково-ритуальную форму, которая стала уникальной, но корнями - из той же авраамической ткани.