|
БИКФОРДОВ БЛЮЗ Лучше считаться волком, Чем называться шакалом. Лучше висеть на крючке, Чем говорить: "Сдаюсь". Впитавший кровь с молоком, Я с детства мечтаю о малом. Так мотыль на моем ночнике Исполняет Бикфордов Блюз. Если это средство - какова же цель? Вот если бы Пушкин спалил Лицей, Он стал бы вторым Геростратом мира... Но Питер - не Северная Пальмира! 1993
ПИСТОЛЕТНОЕ МЯСО Чайки - вдогонку трамваю, Чайник - вдогонку пиву... Настигни меня у самого края Приятным расстрелом в спину, Чтоб я гордо раскинул бы руки И компасом истлел у порога. Обреки меня на безупречные муки - И этого будет так много! Этого много для иждивенца, Но мало для Рыцаря Лени. Веди меня плавно, как пленного немца, Поставь мне клеймо на колени. Наилучшее средство от солнца - Пулевые бестактные линзы. Прицелься и спрячь под прищуром эстонца Обиженный взгляд Бедной Лизы. Затвор - как запретную дверцу, Приклад - как предлог между делом. Назначь мне уютное место под сердцем - И я сам обведу его мелом. Для снайперов я - пистолетное мясо, Ценою чуть больше рубля. Этого много - для свинопаса, Но мало - для короля. Пусть полнокровие Луны Добавит блеска твоей короне, Лишь кровь стечет с клинка струны - Я стану принцем этой крови. В клубке трагических ироний Вновь хеппи-эндом бредит мир - Я стану принцем этой крови, Ты - королевой этих лир. На рок отвечать попсою - Признак прощального тона. Полей же меня неживою водою Из глаз Печального Дона. Но всех доноров со всей Ламанчи Не хватит, чтобы выплакать море. Первый пристрел, как обычно, обманчив, И лишь в третьем присутствует горе. Плесни же свинца мне из чёрного дота В походное сердце солдата. Того, что достаточно для Геродота, Мало, мало, мало для Герострата! 1995
БИЛЛЬ О ПРАВАХ Ты увлекаешься Брюсом Ли, А я ценю блюзы Ри. Ты любишь, чтобы стены были в пыли, А я люблю вешать на пыль календари. Ты лезешь вон из кожи, А я смотрю тебе в рот. И непонятно, кто из нас идиот. Но - боже мой! - как мы с тобою непохожи, смотри! Пурпурный серый бархат тебе не к лицу - На свадьбу выбери чёрный цвет. И в этом свежем виде выйди к венцу, Стряхнув пыльцу с изящных манжет. Не трогай скатерть - эти пятна лишь гриль Из полусонных толченых тел. Нет, это не паперть, здесь так танцуют кадриль, Здесь Билль о правах превыше всех дел. И мы с тобой станцуем им Билль о правах, Заткнув за пояс законодателей мод... Краплёный пот и пианино в кустах, Но стоит поменять места, Зажав уста, считать до ста - до ста... до ста... до ста... достаточно... цейтнот. Ты увлекаешься Брюсом Ли, А я ценю блюзы Ри. Ты любишь пейзажи, чтобы как у Дали, А я люблю дали и фонари. Ты только строишь рожи, А я в ответ кривлю рот. И наш союз с тобой - как тот бутерброд. Но - боже мой! - Как мы с тобою непохожи, смотри... 1992
ТЮРЬМЫ Город устал, Город остыл, Город впал в забытьё. Веки твои наливаются ветром. Что впереди - всё твоё. А впереди - как всегда, километры дорог. Город у ног дышит... Видишь, как я задыхаюсь без времени, Стараясь забыть всё, что было до нас с тобою? Слышишь, как я прощаюсь с деревьями, Пытаясь понять, где в листве состоянье покоя? Но ветер срывает со стенок афиш заплаты, Ветер сбивает все точки отсчёта истин. Нам удалось совместить наши циферблаты, Но стрелкам никак не сойтись в самом главном месте... В городских кораблях - Только пустопорожние трюмы, На далёкой земле - Лишь подвалы, цинга и решётки... Что смогу я отдать? - Только тюрьмы, тюрьмы, тюрьмы, тюрьмы... Больше нет у меня Ничего-ничего за душою! Так что, выучи вавилонский. Выучи вавилонский. Лучше выучи вавилонский, Выучи вавилонский: Этот язык нам полезней других досужих. Стаи борзых уже учуяли след весенний. Я никому, никому до утра не нужен - В этом моё и твоё навсегда спасенье. Ночь гасит свет, горизонт выпрямляет волны, Чайки по небу разбросаны, как листовки. Нашей Луне суждено догореть по полной, Но вряд ли мы оба вернемся в одни истоки. В городских кораблях - Невезения и авантюры. На далекой земле - Снегопады, цинга и решётки... Что смогу я отдать? - Только тюрьмы, тюрьмы, тюрьмы, тюрьмы... Больше нет у меня ничего-ничего за душою. 1995
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД Средневековый город спит. Дрожит натруженный гранит. И ночь молчание хранит Под страхом смерти. Средневековый город спит. Унылый тусклый колорит Вам что-то эхом повторит - Ему не верьте. В библиотеках спят тома, От бочек пухнут закрома, И сходят гении с ума В ночном дозоре. И, усреднив, равняет тьма Мосты, канавы и дома, И Капитолий, и тюрьма - В одном узоре. Спит средневековый город Краков. Тихо. Тихо. Тихо. Тишь и тишина! В лужах - отраженье звёздных знаков. Полная Луна... Ах, эти средние века, Где одинаково горька Судьба партера и райка, Вора и принца, Где весь расчёт - на дурака, Где звёзды смотрят свысока И ни о чём наверняка Не сговориться. Мощеных улиц мишура, Крученых лестниц баккара, И небо в сером, и сыра Его закваска. Средневековое вчера - Невыносимая пора! Здесь всё как будто бы игра - Не жизнь, не сказка. Спит средневековый город Вена. Тихо. Тихо. Тихо. Тише, тишина. Улицы его чисты, как пена. Полная Луна... А завтра будет новый день, Тяжелый день, ужасный день - И самый мудрый из людей Узнать не в праве, Кому какой предъявит фант Страстей и судеб фолиант - Упавший с неба бриллиант В земной оправе? И вечность дальше потечёт, А многоточие - не в счёт, На что ей сдался пустячок В конце абзаца! Не дай вам бог, не дай вам черт, Не дай вам кто-нибудь еще На этом месте в это время Оказаться... Спит средневековый город Бремен. Тихо. Тихо. Тихо. Тише, тишина! Тенью на камнях застыло время. Полная Луна... 1992
ДЖИН И ТОНИК Он ревновал её к дождю И укрывал джинсовой курткой Её июневые кудри, А зонтик прижимал к локтю. День дожидался темноты, Жизнь начиналась с середины, И закрывали магазины Свои разнузданные рты. Ветра стояли на своём, Шатая цепь священнодейства, И пошлое Адмиралтейство Сдавало ангелов внаём, Но вместо звёзд их берегли Два добрых духа - Джин и Тоник, И мир, казалось, в них утонет, Едва дотронувшись земли... А мне казалось, А мне казалось, Что белая зависть - не грех, Что чёрная зависть - не дым, И мне не писалось, Мне не писалось, Мне в эту ночь не писалось - Я привыкал быть великим немым. Он ревновал её к богам И прятал под мостом от неба, А голуби просили хлеба И разбивались за стакан. И плоть несло, и дух опять Штормил в девятибальном танце - От невозможности остаться До невозможности унять. И вечер длинных папирос Линял муниципальным цветом, И сфинксов он пугал ответом На каждый каверзный вопрос. И, видно, не забавы для - По венам кровь против теченья. Миг тормозов - развал - схожденье... И снова - твердая земля. А мне казалось, А мне всё казалось, Что белая зависть - не блеф, Что черная зависть - не дым. И мне не писалось, Мне опять не писалось, Не пелось и не писалось - Я привыкал быть великим немым... И отступил девятый вал, И растворил свой сахар в дымке... К стихам, к Довлатову, к "Ордынке" Он вдохновенно ревновал, Но вместо рифм бежали вслед Два юных сфинкса Джин и Тоник, И воздух был упрям и тонок, Впитав рассеянный рассвет. 1996
ПО ДАНТЕВСКИМ МЕСТАМ Вначале было слово - и слово было Я. Потом пришли сомнения и головная боль. Тяжёлые ступени, холодная скамья И тихая война с самим собой. Водил меня Вергилий по дантевским местам. Сырые катакомбы, крысиные углы... Подглядывал Меркурий - из туч да по кустам, Шептал проклятья и считал стволы. Он говорил мне: "Не уходи!" Он говорил мне: "Не улетай!" Он говорил мне: "Слушай, отдай Свою душу в залог!" Он предлагал мне долгую жизнь, Он уповал на украденный Рай И обещал мне в этом Аду Жилой уголок. Потом настало чувство - и чувство было Ты. Ложь стала бесполезней, а боль - еще больней. Вольтеровы цветочки, бодлеровы цветы, И чёрный дым - от кроны до корней. Не требовал поэта на жертву Дионис. Года летели клином, недели шли свиньёй. Кумиры разлетались, как падаль, пузом вниз. И каждый бог нашёптывал своё. Один говорил мне: "Иди и смотри". Другой говорил: "Сиди и кури". А третий пускал по воде пузыри, Когда я жал на весло. Один предлагал мне хлеб и вино, Другой намекал на петлю и окно, А третий - тот требовал выбрать одно: Добро или зло! Но тут случилось чудо - и чудо было Мы. И я послал подальше всю эту божью рать. Я взял одно мгновенье у вечности взаймы - Я знаю, чем придётся отдавать! Измена на измене - мир прёт своим путём. Предвзятое как данность, и целое как часть. И Рай теперь потерян, и Ад не обретён - Всё только здесь и именно сейчас! ...................................................................... 1996
КОНЕЦ ГЛАВЫ Тебя носило по городам, Тебя насиловала весна, Рассвет свободы тебе не дал, И вместо солнца взошла блесна. Блеснула вешенкой на ветру, Мелькнула пятнышком по среде, Кольнула кольцами под кору, И мы уже - никогда нигде не... Темнело пиво. Самогон крепчал. Тянулась речь на редкость благозвучно. И небу было даже не до туч, но Злопамятный уже штормил причал. Я совмещал скольжение по кругу С попыткой встать над миром вверх ногами. Мы шли навстречу, но не шли друг другу, - Мы выглядели рядом дураками. Я первый, ты вторая, Кто принял этот яд. Любовь не выбирают, Любимых не винят. Без лишних снов, без выходок из тел, Сосредоточив явь в открытой ране, Захлёбываясь в собственной нирване, Я прерывал теченье вечных тем. Ты примеряла кольца и темницы, Природу крыльев чувствуя плечами. Мы рассекали воздуха границы, Но контуров уже не различали. Я первый, ты вторая, Кто принял этот яд. Судьбу не повторяют, Забытым не звонят... Темнело пиво. Самогон крепчал. Назло врагам, на маленьком диване, Захлёбываясь в собственной нирване, Я постигал конечность всех начал. Мы бились лбом в раскрашенные стены, Отборный бисер разметав икрою. Мы вышли в звук, мы выдохлись из темы, - И разойдёмся братом и сестрою. Я первый, ты вторая, Кто принял этот яд. Любовь не выбирают, Любимых не винят. 1996
СУДЬБА РЕЗИДЕНТА * Родная! Ты помнишь своих героев? Я здесь, я веду свой незримый бой. Но рация снова вышла из строя, И вся надежда - на новую связь с тобой. Не верь никому - некрологи лживы! Я не погиб и не сдался в плен! Здесь мёртвый сезон, но мы всё еще живы - На невидимом фронте - без перемен. Родная, мой подвиг почти неизбежен, Мой мозг под контролем, мой нерв напряжён, А шифрограммы приходят всё реже, И только - наложенным платежом. * Есть подозренья, родная, что ночью Я вслух говорю на чужих языках. Но кто я и с кем я - не помню точно: Всё стерлось, даже линии на руках. Я помню только тебя, родную, И наших двух - или трёх? - детей. Я так скучаю, когда вхолостую Секс-бомбы падают мне в постель. Родная, эти мужские игры Отшибли мне память, хоть застрелись! Боюсь, что не вспомню ни физика Игрек, Ни русскую пианистку Икс! * Семнадцать лет - как одно мгновенье, Когда пули-дуры стучат об висок. На всякий случай я впал в забвенье И ампулу с ядом зашил в носок. Всё это ради тебя, родная! Но я заявить собираюсь для ТАСС: Я все позабыл, но я кое-что знаю! Скажи это Юстасу - он передаст. Родная, я все превозмочь сумею: Приказано выжить - отвечено "Есть!" Но военные тайны всё дешевеют, И скоро мне нечего будет есть. * Весна. А меня не пускают в отпуск За то, что я съел сверхсекретный пакет! А в гестапо вахтер отобрал мой пропуск - Это значит: обратной дороги нет! Родная, я весь на грани провала! На явках - засада! В квартире - завал! Еще один срыв - и пиши пропало!.. Но я не тот, за кого себя принимал... Родная! Alles! С меня довольно! Архивы - в урны, погоны - с плеч! Пошлём все к чертям - и уйдём в подполье Вдвоём с тобою, как щит и меч! Я прошу, хоть ненадолго... 1993
ДАЙ МНЕ СОВЕТ Дай мне совет - куда мне идти? Открой мне глаза, не заслоняй мне свет. Дай мне совет - пока мы в пути, Кто заплатит за дым звоном монет? Слуховое окно, а за ним - чердак... Кто же знает, что еще будет со мной! В этом мире и так, как всегда, всё не так, Как всегда, бардак и шёпот муз за спиной. Если некуда идти - иди на свет. Если нечего ждать - жди перемен. Если перемен по-прежнему нет, Значит, встань с колен, встань с колен! Если нечего скрывать - заметай следы. Если не во что стрелять - стреляй в тишину. Если нечего сжигать - поджигай мосты. А если некуда плыть - то иди ко дну. Дай мне совет - как быть мне теперь, Когда эта дверь заперта на обед? Дай мне совет, мой ласковый зверь, Мой не ласковый май, мое кино, мой секрет. Только с ноты "до" - и уже не в такт! Кто же знает, что еще будет потом! И я не знаю - что, но я знаю - как: Как хотелось бы мне. А там - хоть потоп! Если нечего читать - читай слова. Если некогда спать - спи по ночам. Если по ночам болит голова, Значит, крепкий чай или - палача. Если нечего делать - сходи с ума. Если любишь тень - доживи до дня. Если нечего терять - теряйся сама. А если некого звать - позови меня И дай мне совет... 1990
ВОДОЛАЗ 1 В тотальной пустоте морских глубин Средь пущенных на дно подводных лодок Я буду вечно - водолаз один, Затерянный в порту твоих находок. Мне будет берег сниться по ночам, Но я забуду радости земные, Лишь только волны измочалят о причал Украденные ветром позывные. На самом дне, хлебая рыбий жир, Жалея о прохладной твёрдой почве, Я выплесну в бутыль глоток души И перешлю его тебе по водной почте. И поплыву сквозь мутный неуют По воле волн летучим нидерландцем, И уходящий на ночь в море солнца спрут Порвёт мне шланг кривым протуберанцем. И на безрыбье веря в злой обман, Я на поверхность выплыву однажды. И ледовитый ядовитый океан Задушит нас морским узлом солёной жажды. А там, внутри, средь айсбергов и льдин, Где минус сто и ждать тепла нет мочи, Я буду снова - водолаз один В скафандре самой-самой длинной ночи. 1993
ПОЖАРНИКИ. Булату Шалвовичу Окуджаве и Борису Борисовичу Гребенщикову... Господи, помилуй пожарников С их бесконечным огнём, С их портретами партии И командиром-пнём, С их техническим спиртом И вопросами к небесам, На которые ты отвечаешь им, Не зная об этом сам. Господи, помилуй пожарников, Не дай им взойти на карниз, Где дети вживую варятся И женщины падают вниз, И, когда ты их помилуешь, Господи, Воздав за тревоги дня, - Удвой им выдачу спирта И - не забудь про меня. 1990
|
Сайт "Художники" Доска об'явлений для музыкантов |