|
---- Иеромонах Григорий. |
Этот сборничек песен рязанской рок-группы "Зга" попал ко мне случайно. На обложке имя автора - Лилия Борисова. Я прочитал эти тексты несколько раз, сначала из любопытства, потом - чтобы вернуться к запомнившимся местам. И вдруг на улице стал ловить себя на мысли, что повторяю в уме некоторые строчки. Значит, точно зафиксировал автор поток жизни и настроения, и стоит только взглянуть на него со стороны, как попадешь в состояние "здесь и сейчас".
"Я буду звуком.
Иначе зачем эта боль?
Пальцы на струнах.
Мускулы ждут приказа.
Граница по глазу.
'Здесь и сейчас' - пароль.
Время решений.
Темы для новых сказок".
"Здесь и сейчас" - это другое название рая. Когда ты и бытие вдруг нераздельны, и действо разворачивается сейчас, в этот момент, а певец и песня сливаются вместе. Непостижимая тайна жизни.
"Так случилось
сегодня,
Так было и раньше,
Так будет и впредь:
В одночасье меняется ветер, на
улицах пахнет весной.
Чуешь: где-то в груди разгорается
радость - позволь ей запеть.
Я пойму: то же самое здесь и сейчас
происходит со мной".
Л.Б.: "Весной чаще всего и впадаешь в это состояние тотального принятия жизни, когда каждый миг проживается как единственный, и хочется задержаться, полнее прочувствовать, что происходит, вдохнуть, запомнить, осознать себя частью целого."
Даже у грусти, прожитой интенсивно, есть очарование, и в ней - благословение. Не об этом ли у Пушкина: "Печаль моя светла..." Печаль, тоска, прихоть природы и настроения. А завтра мы отпустим это и поймем такую же переменчивость радости и удачи, расставаясь с ними без сожаления.
"Звон ветра
в камышах
на струнах-паутинках,
Роса прозрачных нот,
стальные небеса.
Лесной шуршащий шаг -
осенняя картинка.
Меня никто не ждет на солнечных
часах.
Я сяду у воды,
у борта старой лодки.
Там плещутся мальки -
у них своя игра.
Вечерний сладкий дым
и птичий крик короткий.
Внезапный всплеск тоски
растянут до утра."
Сохранять бы этот поэтический настрой все 24 часа в сутки, но бывает, что опутывает сонным туманом обыденность, а "война с рутиной - одно из безнадежных дел". Главное - не дать потоку обусловленных событий увлечь тебя, потому что тогда человек становится временным и конечным, а его существование - отвлеченным. Вычти за пределы, наблюдать причину и следствие, быть независимым... И тогда вместо отчаяния приходит ирония.
"Моросящий
мелкий дождик всем с утра надоел,
Я собираюсь на природу отдохнуть от
разных дел
И с гитарой из подъезда выхожу на
белый свет,
И бурчащие соседи косо смотрят мне
вслед -
Ведь я делаю погоду европейской
полосы,
Горько плачет вся природа, влажно
хлюпают носы,
Удивляется синоптик - он не знает о
том,
Что меня природа-мать всегда
встречает дождем."
На Востоке есть такое понятие - майя. Это внешняя сторона существования, попытка решить проблему, которой в действительности не существует. Мы берем какое-то явление из потока жизни, наделяем его признаками постоянства, а потом начинаем выстраивать вокруг него концепции. Но все течет, все изменяется, а мы остаемся в плену старых иллюзий. Быть текучим, постоянно соотноситься с бытием - необходимое условие для творчества. Майя - это еще и то, чем мы все занимаемся каждый день: ставим цели и стремимся их достичь. И никогда не бывает последней цели, последнего достижения. Порочный круг, вечное движение.
Майя - это и жизнь в обществе, притязающем на внутреннюю свободу личности. Но парадокс в том, что конфликт с обществом - тоже майя. Ведь никакого конфликта на самом деле не существует.
Л.Б.: "Чем старше становишься, тем отчетливее понимаешь, что все твои проблемы - это борьба с самим собой, а не с миром. Все твои конфликты с миром происходят от того, что ты воспринимаешь его искаженно. Счастье - это соучастие. Когда человек живет тотально, на всю катушку, для него нет и не может быть рутины. Любой труд становится благословением, каждое действие - посвященным Богу. Тогда все, что происходит здесь, происходит в первый раз, здесь и сейчас, и во имя Его. Предельное соучастие - это и есть абсолютное счастье."
"На подушке кот
свернулся и затих.
Почему-то что-то - песня, что-то -
стих.
Почему-то что-то - звук, а что-то -
слог.
Почему-то кто-то - сник, а кто-то -
смог.
Любишь ночью -
презираешь поутру.
Взял рассудком - не пришелся по
нутру.
Пел для всех - не докричался никому.
Хоть убей, не понимаю, почему."
В жизни есть то, что всегда останется за пределами ума. Позволим же вещам случаться, просто быть! Но люди продолжают все переделывать по-своему, упуская первозданную красоту, настоящий миг. Мы - сомнамбулы, живущие прошлым и будущим. Медленное добровольное самоубийство.
Л.Б.: "Однажды приснился сон. Трехэтажный заброшенный деревянный дом. Наверху по шаткой доске идет человек. Падение неизбежно. Хочется крикнуть, остановить, и не можешь. Наконец кричишь, просыпаешься, но только наполовину. И понимаешь, что вместо того человека падаешь ты."
"Я просыпаюсь,
и звенит все тот же крик,
И равновесие
теряю в тот же миг,
С доски срываюсь
и лечу сквозь этажи,
Теряя жизнь...
Теряя жизнь,
пытаюсь дать обратный ход.
Проснуться прежде,
чем прервется мой полет."
Творческие люди не строят себе дома, где можно замкнуться в уюте привычных представлений, одних и тех же слов, старых распорядков. Их каждый новый день - чистая страница. А пустота поначалу пугает.
"Мы стали старше,
Нам есть, что терять,
Это значит - пора уходить."
- Смелость отбрасывания... В тебе она есть, Лилия?
- Не знаю. Наверное, нечего отбрасывать - ничего не накопилось. Стараюсь жить, не цепляясь за прошлое.
Позволили же вещам случаться! И это случилось: тексты песен Лилии Борисовой были опубликованы в газете, прозвучали на областном радио, а потом к ней начали приходить рязанские музыканты, давно вынашивающие идею о создании собственной группы. Так появилась "Зга", в которой Лилия - безусловный лидер. Она не считает пока свою группу сложившейся, устоявшейся, но ее состав уже позволяет давать энергичные концерты. вокал - Лилия Борисова, бас-гитара - Денис Вагин, соло-гитара - Сергей Филатов, скрипка - Владимир Волков, ударные - Евгений Бокк.
Лилия закончиля Рязанскую радиотехническую академию, но работать по специальности не пошла - музыка и стихи перетянули. Сейчас учится на Высших литературных курсах при Московском литературном институте им.Горького. Группу "Зга" знают и в Рязани, и за ее пределами. На одном из концертов я побывал. Как непохоже было это выступление на рок-истерию многих наших эстрадных групп, поющих о собственных психических аномалиях! Интеллигентная манера исполнения, прекрасное чувство зала... Правда, мне показалось, что песни "Зги" немного вербально перенасыщены, и слушаешь не столько музыку, сколько стихи, стараясь не упустить смысл. Поэтому перед концертом почитать сборник песен Лилии будет небесполезно.
Л.Б.: "Я думаю, не обязательно человек должен воспринимать на концерте сразу смысл. Пусть до него что-то не дойдет. Но если стихотворение хорошее, в нем всегда есть какие-то образы. которые действуют даже вне связи с текстом. Поюс общий настрой, общая энергетика, переживание ритма... Конечно, я была бы рада писать так, чтобы люди понимали все с первого раза. Только боюсь, что это нереально."
У слова "зга" много значений. Говорят, что в Рязанской губернии згой называли искорку, из которой можно разжечь костер. В славянской мифологии зга - искра, из которой возникла Вселенная. Для Лилии Борисовой зга - символ творчества вообще.
- Твой новогодний тост, Лиля.
- За тех, кто в небе.
"Война с рутиной
-
одно из безнадежных дел.
Как паутиной,
окутан мир тюрьмой из тел.
В них душат души, всех подгоняя под
стандарт,
Но сон нарушен,
и, вырываясь из-за парт,
выходят новые на старт,
расправив крылья."
Головокружительные полеты только начинаются.
Дмитрий Соколов - "Рязанские ведомости", 24 декабря 1999 года
|
Сайт "Художники" Доска об'явлений для музыкантов |