САНАТОРИЙ КЛЕПСИДРА (SANATORIUM KLEPSYDRA) - ВОЙЦЕХ ХАС (Wojciech Has) . 1973. Польша. Другое название - песочные часы. По слухам перед съемками фильма режиссер 2 года прожил в коммуне, где специально изучал воздействие психоделических веществ. Сюрреализм и психоделия в этом фильме одновременно. Главный герой посещает некий санаторий, где якобы находится его отец и в своем воображении он погружается в воображаемый мир в котором он пытается реконструировать события прошлого. Как книга и режиссер, так и фильм имели довольно мистическую историю. Бруно Шульц был первым переводчиком Франца Кафки и обладал психологическими возможностями, гораздо большими, чем у обычных людей, видя многие вещи как бы сквозь призму времени, предсказывая события жизни. Также очень странной была судьба и режиссера Воцеха Хаса.
Покинув Южную Америку, Берроуз после недолгих скитаний по Европе отправляется в Танжер - город на севере Марокко - популярное после войны место среди американских гомосексуалистов и наркоманов, вынужденных покинуть родину. Танжер в 50-е славится доступностью продажного секса и наркотиков. Здесь Берроуз начинает работать над новым произведением, которое станет впоследствии его самым знаменитым романом 'Голый завтрак'. Книга пишется 'мозаичным' методом, который позднее трансформируется в 'метод нарезок' (cut-up technique). Берроуз монтирует роман из документальных отчётов о своей героиновой зависимости, собственных измышлений на тему гомосексуализма, порнографических описаний различных извращений и, наконец, наркотических образов Танжера, который превращается в сознании автора в некую Интерзону (Interzone), населённую тайными агентами, полубезумными докторами и всевозможными мутантами. 'Голый завтрак' удаётся опубликовать в 1959 году во Франции в известном парижском англоязычном порноиздательстве 'Олимпия'. В Америке же книга попадает под суд по обвинению в непристойности. В защиту романа выступают Норман Мейлер и Аллен Гинзберг. После долгих разбирательств в 1966 году все обвинения с 'Голого завтрака' снимаются, а имевший место скандальный процесс только способствует популярности книги. Роман Берроуза 'Голый завтрак' - одно из самых важных произведений американской литературы второй половины XX века.
В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. С одной стороны, необычайная скованность, недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом, а то и делать неприличные жесты. Короче, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения его притягивают, как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так себя вести нельзя. Уже в четыре-пять лет такие дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультики и сказки, говоря, что им неинтересно. Но после занятий с психологом, становится ясно, что дело в другом. Просто содержание наших мультфильмов ускользало от их понимания, потому и было неинтересно. Когда же недоразвитие ребенка компенсируется, он переключается на отечественные мультфильмы и смотрят их с энтузиазмом. Причем - что совсем уж странно! - такие дети, во-первых, психически нормальны, а во-вторых, нередко растут в обеспеченных семьях, где у них есть все: и игрушки, и развивающие игры, и книжки. Их водят в разные детские студии, даже приглашают педагогов на дом. Есть, правда, один нюанс. Практически все они с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором. В чем же дело? Может быть, малыши стали жертвой какого-то социального эксперимента? А если да, то какого?
* * *
triop on jazz насчёт зомби vs. Lee Holdridge - Harlem Montage
КИНО БЕЗ ЗАПРЕТОВ (CINEMA OF TRANSGRESSIONS) - (2. 40) В Цикле "ИСТОРИЯ АВАНГАРДА" британский киноинститут выпустил сборник американского андеграунда молодых режиссеров, которые с помощью кинематографа решили раздвинуть границы запретов в сексе , насилии, критики религиозных предрассудков. В начале восьмидесятых в Нью Йорке произошел настоящий взрыв независимого кино. Режиссеры, операторы и актеры, вдохновленные пост-панком, пришли на неизведанные территории. Движение "Кино без запретов", начавшееся в 1984 г., провозгласило отказ от всех моральных, религиозных и общественных табу. В эту коллекцию вошли "Полицейское государство" Ника Зедда, "Где обитает зло" Томми Тернера и Дэвида Войнаровича, "Стигматы" Бет Би и другие фильмы, а также революционная анимация Генри Джонса.