|
АНАНАСЫ В ШАМПАНСКОМ Ананасы в шампанском ! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!
ЭТО БЫЛО У МОРЯ... Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж... Королева играла - в башне замка - Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж. Было все очень просто, было все очень мило: Королева просила перерезать гранат, И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа... Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа.
Я К МОРЮ СБЕГАЮ Я к морю сбегаю. Назойливо лижет Мне ноги волна в пене бело-седой, Собою напомнив, что старость все ближе, Что мир перед новою грозной бедой... Но это там где-то. Сегодня все дивно! Сегодня прекрасны и море и свет! Сегодня я молод, и сердцу наивно Зеленое выискать в желтой листве. И хочется жить, торопясь и ликуя, Куда-то стремиться, чего-то искать... Кто в сердце вместил свое радость такую, Тому не страшна никакая тоска! 1930
ЭТО ТОЛЬКО В ЖАСМИН... Это только в жасмин... Это только в сирень... Проклинается город надрывно... Заночеет бело,- и в простор деревень Окрыляется сердце порывно... И не хочется сна... И зачем ты один?.. Кто-то бродит в ничем... Что-то в ком-то... Это только в сирень... Это только в жасмин... Это только узоры экспромта... 1912. Весна
КАК ЖЕНЩИНА ПОЖИВШАЯ, НО ВСЕ ЖЕ... ...Как Женщина пожившая, но все же Пленительная в устали своей, Из алых листьев клена взбила ложе Та, кто зовется Грустью у людей... И прилегла - и грешно, и лукаво Печалью страсти гаснущей влеча. Необходим душе моей - как слава! - Изгиб ее осеннего плеча... Петь о весне смолкаем мы с годами: Чем ближе к старости, тем все ясней, Что сердцу ближе весен с их садами Несытая пустынность осеней...
КАПЕЛЬ Вы понимаете, что значит Просолнеченная капель? - Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. О, зиму смерть не озадачит: Растаять - план её и цель... ...В глазах моих лучится влага - Капель зимы души моей. Ах, в ней отчаянья отвага: Познать восторг последних дней. Торопит смерть при спуске флага, И я ... я помогаю ей! 20 февраля 1935 , Тойла Из рукописного сборника "Очаровательные разочарования"
КАРЕТКА КУРТИЗАНКИ Каретка куртизанки, в коричневую лошадь, По хвойному откосу спускается на пляж. Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, - Блюстителем здоровья назначен юный паж. Кудрявым музыкантам предложено исполнить Бравадную мазурку. Маэстро, за пюпитр! Удастся ль душу дамы восторженно омолнить Курортному оркестру из мелодичных цитр? Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско И дамьи туалеты пригодны для витрин. Смеётся куртизанка. Ей вторит солнце броско. Как хорошо в буфете пить "крем-де-мандарин"! За чем же дело встало? - к буфету, черный кучер! Гарсон, сымпровизируй блестящий файв-о-клок... Каретка куртизанки опять все круче, круче, И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер прилёг... 1911
КЭНЗЕЛИ В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, А дорожка песочная от листвы разузорена - Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом - Вы такая эстетная, Вы такая изящная... Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам? Ножки плэдом закутайте дорогим, ягуаровым, И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше резиновом, И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым - Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!.. 1911
КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ В те времена, когда роились грёзы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слёзы... Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... Как хороши, как свежи были розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут - уже стихают грозы Вернуться в дом Россия ищет троп... Как хороши, как свежи будут розы Моей страной мне брошенные в гроб! 1925
КОГДА ПРИДЁТ КОРАБЛЬ Вы оделись вечером кисейно И в саду стоите у бассейна, Наблюдая, как лунеет мрамор И проток дрожит на нём муаром. Корабли оякорили бухты: Привезли тропические фрукты, Привезли узорчатые ткани, Привезли мечты об океане. А когда придёт бразильский крейсер, Лейтенант расскажет Вам про гейзер. И сравнит... но это так интимно!.. Напевая нечто вроде гимна. Он расскажет о лазори Ганга, О проказах злых орангутанга, О циничном африканском танце И о вечном летуне - "Голландце". Он покажет Вам альбом Камчатки, Где ещё культура не в зачатке, Намекнёт о нежной дружбе с гейшей, Умолчав о близости дальнейшей... За моря мечтой своей зареяв, Распустив павлиньево свой веер, Вы к нему прижмётесь в тёплой дрожи, Полюбив его ещё дороже...
ЛЮБИТЬ ЕДИНСТВЕННО... Любить пленительно одну и ту же, В полузабвении молить: "Приди! Пригубь уста мои, пригубь и туже Озёра страсти запруди!" И бронзой верности грудь окандалив, Ручьиться шелестно в извивах душ; И сочным вечером, когда он палев, Быть каждой женщине, как муж. Сметь смело чувствовать и труд пчелиный Светло опринципить в своём уме; То сок из ландыша, то - из малины И в поцелуе, и в письме... Пускай же милая твоя не тужит И не устраивает слезоём: Любить единственно, одну и ту же, - Не надо вечно быть вдвоём!
МОИ ПОХОРОНЫ Меня положат в гроб фарфоровый, На ткань снежинок яблоновых, И похоронят (...как Суворова...) Меня, новейшего из новых Не повезут поэта лошади - Век даст мотор для катафалка. На гроб букеты вы положите: Мимоза, лилия, фиалка. Под искры музыки оркестровой, Под вздох изнеженной малины - Она, кого я так приветствовал, Протрелит полонез Филины. Всё будет весело и солнечно, Осветит лица милосердье... И светозарно, ореолочно Согреет всех моё бессмертье! 1910
НАСТУПАЕТ ВЕСНА... Наступает весна... Вновь обычность ее необычна, Неожиданна жданность и ясность слегка неясна. И опять - о, опять! - все пахуче, цветочно и птично. Даже в старой душе, даже в ней наступает весна! Мох в еловом лесу засинел-забелел в перелесках. О, подснежники, вы - обескрыленные голубки! И опять в ущербленьях губчатых, коричневых, резких Ядовитые ноздри свои раздувают сморчки. И речонка безводная вновь многоводной рекою Стала, рыбной безрыбная, сильной лишенная сил, Соблазнительною, интересною стала такою, Что, поверив в нее, я удилище вновь оснастил. Я ушел на нее из прискучивших за зиму комнат, Целодневно бродя вдоль извилин ее водяных, Посещая один за другим завлекающий омут, Где таятся лохи, но кто знает - в котором из них? Этот лох, и сморчок, и подснежник незамысловатый, Эта юнь, эта даль, что влекуще-озерна-лесна, Все душе, упоеньем и радостью яркой объятой, Говорит, что опять, что опять наступает весна! Toilla 7 мая 1932 г.
НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ СОН Мне удивительный вчера приснился сон: Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока. Лошадка тихо шла. Шуршало колесо. И слёзы капали. И вился русый локон. И больше ничего мой сон не содержал... Но, потрясённый им, взволнованный глубоко, Весь день я думаю, встревоженно дрожа, О странной девушке, не позабывшей Блока... 1927
Посв. Ф.М.Л. Она, никем не заменимая, Она, никем не превзойденная, Так неразлюбчиво-любимая, Так неразборчиво влюбленная, Она вся свежесть призаливная, Она, моряна с далей севера, Как диво истинное, дивная, Меня избрав, в меня поверила. И обязала необязанно Своею верою восторженной, Чтоб все душой ей было сказано, Отторгнувшею и отторженной. И оттого лишь к ней коронная Во мне любовь неопалимая, К ней, кто никем не превзойденная, К ней, кто никем не заменимая!
PRELUDE I Я, белоснежный, печальноюный бубенчик-ландыш, Шуршу в свой чепчик Зефира легче Для птичек певчих... И тихо плачу белесой ночью, что миг мне дан лишь Для вдохновенья, Для упоенья Самозабвенья... О, Май душистый, Приляг на мшистый Ковер пушистый! Люблю, как утром мои коронки ты обрильянтишь! На луноструне Пою чаруний - Стрекоз ажурных... Я - милый, белый, улыбный ландыш Усну в июне... 1911
РЕСКРИПТ КОРОЛЯ Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королём поэтов На зависть нудной мошкаре. Меня не любят корифеи - Им неудобен мой талант: Им изменили лесофеи И больше не плетут гирлянд. Лишь мне восторг и поклоненье И славы пряный фимиам, Моим - любовь и песнопенья! - Недосягаемым стихам. Я так велик и так уверен В себе, настолько убеждён, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. В душе - порывистых приветов Неисчислимое число. Я избран королём поэтов - Да будет подданным светло! 1918
СОНЕТ Пейзаж ее лица, исполненный так живо Вибрацией весны влюбленных душ и тел, Я для грядущего запечатлеть хотел: Она была восторженно красива. Живой душистый шелк кос лунного отлива Художник передать бумаге не сумел. И только взор ее, мерцавший так тоскливо, С удвоенной тоской, казалось, заблестел. И странно: сделалось мне больно при портрете, Как больно не было давно уже, давно. И мне почудился в унылом кабинете Печальный взор ее, направленный в окно. Велик укор его, и ряд тысячелетий Душе моей в тоске скитаться суждено. Август 1908
ТЫ ВЫШЛА В САД ... Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду, И будешь ты до вечера в саду. Я чувствую жестокую досаду, Что я с тобой по саду не иду. О, этот сад! Он за морскою далью... Он за морскою далью, этот сад... Твои глаза, налитые печалью, Ни в чьи глаза - я знаю - не глядят. Я вижу твой, как мой ты видишь берег, Но - заколдованы на берегах - Ты не придёшь кормить моих форелек, А я понежиться в твоих цветах. Что море нам! Нас разделяют люди И не враги, а что страшней - друзья, Но будет день - с тобой вдвоём мы будем, Затем, что нам не быть вдвоём нельзя! 1930
В БЛЕСТКОЙ ТЬМЕ В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив: Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе. Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив. Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс. Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства, И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс! Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена! Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт! Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!
В ДУБРАВЕ Мира не переделаешь, Благородства в него не вложишь, Черное подло, как белое, Повсюду одно и то же. Все партии отвратительны, Потому что они партийны. Поэтому с людьми мучительно: Их подлость почти стихийна. В деревне ли жить ли, в городе ль, Ах, люди повсюду люди. Уж лучше к простору озер идти: Там все же их меньше будет. Вздохнешь на безлюдьи чуточку От взора, вражды и каверз, Спасительную взяв удочку, К зеленой идя дубраве... 1927 г. из неизданного сборника "Литавры солнца"
В ПЯТИ ВЕРСТАХ ПО ПОЛОТНУ Весело, весело сердцу! Звонко, душа, освирелься! Прогрохотал искромётно и эластично экспресс. Я загорелся восторгом! Я загляделся на рельсы! Дама в окне улыбалась, дама смотрела на лес. Ручкой меня целовала. Поздно! Но как же тут "раньше"? Эти глаза ... вы - фиалки! Эти глаза... вы - огни! Солнце, закатное солнце! Твой дирижабль оранжев! Сяду в него - повинуйся - поезд любви обгони! Кто и куда? - Не ответит. Если и хочет, не может. И не догнать, и не встретить. Грёза - сердечная моль. Все, что находит - теряет сердце мое ... Боже, боже! Призрачный промельк экспресса дал мне чаруйную боль. май 1912
ЗИЗИ Постигнуть сердцем всё возможно Непостижимое уму. К.Фофанов Бесшумно шло моторное ландо По "островам" к зелёному "пуанту". И взор Зизи, певучее рондо, Скользя в лорнет, томил колени франту... Хрустит от шин заносчиво шоссе, И воздух полн весеннего удушья, В её душе - осколки строф Мюссэ, А на лице - обидное бездушье. Зизи, Зизи! Тебе себя не жаль? Не жаль себя, бутончатой и кроткой? Иль, может быть, цела души скрижаль, И лилия не может быть кокоткой? Останови мотор! сними манто И шёлк белья, бесчестья паутину, Разбей колье и, выйдя из ландо, Смой наготой муаровую тину! Что до того, что скажет Пустота Под шляпками, цилиндрами и кэпи! Что до того! - такая нагота Великолепней всех великолепий!
|
Сайт "Художники" Доска об'явлений для музыкантов |