Звуковые дорожки Филграда: другие произведения.

Валерий Гаврилин Военные письма и другие произведения

Music.lib.ru: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 05/06/2012.
  • © Copyright Валерий Гаврилин (filgrad@yandex.ru)
  • Обновлено: 14/05/2005. 1k. Статистика.
  • Другое
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Автор текста: нет
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Аннотация:
      Военные письма

  •   
       В музыке, как и в жизни, нужны для приятного, вежливого общения, нужны хорошие интересные рассказчики, пересказчики. Без мировых открытий. Просто открытия мира. Для себя и хорошего человека рядом с тобой". Гаврилин сказал это о композиторах, музыкантах, но то же самое можно отнести к поэтам. Об этом мы часто говорим со слушателями моей студии "Поэзия на Никитской". На занятия ходят и зрелые люди, о которых не скажешь: все впереди. Они днем работают, ночью пишут, вечером выносят изредка свои стихи на суд товарищей. Зачем? Многих, наверное, посещают порой такие мысли о тщетности усилий. А вот затем, повторяю я - "для открытия мира", как говорил Гаврилин, для того, чтобы прибавлялись в жизни творческие открытия, пусть скромные, появлялись нужные кому-то авторы, пусть и без мировых открытий, интересные рассказчики, хорошие пересказчики своей судьбы и нашего внешне непоэтического времени, но даже в этом быту нужны Авторы. И ради этого авторства надо биться над строкой, овладевать словом, а значит, настроением и миром.
      
      
      

    * * *

    Валерий Гаврилин_04

     
    Оценка: 7.11*4 Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2382k]
  • Жанр: Другое
  •   Это единственный эпиграф, который взят из чужого высказывания, и Гаврилин даже в записках для себя делает сноску: "Гете: Людей злит, что правда проста". Но гораздо раньше, во время учебы в Ленинградской специальной музыкальной школе, куда воспитанник детского дома в селе Ковырино под Вологдой был принят в 14 лет, юноша записал: "Счастье жизни - в труде и в познании простейших истин жизни". И сформулировал творческое кредо, которое мучительно ищут все юные дарования: "Говоря просто о дряни, делаешь ее еще гаже. О красоте - еще краше".

    * * *

    Валерий Гаврилин_05

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,3402k]
  • Жанр: Другое
  •   "Бедное, прекрасное племя, братья мои, русская интеллигенция. Вы выросли в России, как незабудки на болоте. Вас нельзя было взять, не провалившись в гниль. Теперь вас используют, как фиалку в табаке - для запаха. Бедное, эксплуатируемое, гонимое племя. Вы живете пока только воспроизводством. Будет ли эта жизнь вечной?". Так он вопрошал в начале 80-х годов, когда росли тиражи журналов, снимались фильмы в духе неореализма и верилось в какое-то высшее предназначение русской интеллигенции. Увы, эта вера рухнула под напором жестоких обстоятельств и наступления швыдких, лесиных, грефов с их политикой уничтожения русской культуры и обнищания национальной интеллигенции.

    * * *

    Валерий Гаврилин_06

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2766k]
  • Жанр: Другое
  •   Первый признак всякого крупного таланта - ранняя мировоззренческая ясность и точный выбор духовных опор. В самом начале учебы в Ленинградской спецшколе подросток записывает: "БЛОК - гений. В. Гаврилин". Тут же - следующая запись: "Подумать о переложении на музыку "12" Блока для хора", а дальше - нотные наброски. И наконец: "Только так. Если позабудусь - читать предисловие к "Возмездию" БЛОКА". Мне сразу вспомнились свои блоковские штудии в юношеском зале Библиотеки имени Ленина, куда я бегал через мост из Замоскворечья, и в армии, где я в бодрствующих сменах караула зачитывался записными книжками и статьями Блока. Из предисловия к "Возмездию" больше всего врезалось это открытие: "Зима 1911 года была исполнена глубокого внутреннего мужественного напряжения и трепета. Я помню ночные разговоры, на которых впервые вырастало сознание нераздельности и неслиянности искусства, жизни и политики". Какое точное выражение - "нераздельность и неслиянность". Все приверженцы "измов" пытаются их искусственно разделить или насильно слить, а органичный художник чувствует естественные границы. В период перестройки, идейного противостояния и торжества космополитического либерализма я до конца понял суть другого блоковского высказывания: "Я - художник, а следовательно - не либерал. Объяснять это считаю излишним". Валерий Гаврилин, который всего на 5 лет старше меня, понял это поразительно рано, записав уже в 1967 году: "Нет ничего страшнее либерализма. Даже воинствующий консерватизм лучше, т.к. он очевиден. Либерализм же лжив, увертлив и трудно уловим. Он путает ясное отношение к вещам и сбивает с прямой дороги". Но молодого композитора уже нельзя было сбить с прямой дороги. Стремительно идя по ней, он мог только усмехаться на гримасы своих коллег: "Экспрессионизм - конечно же" или: "Авангардисты делятся на Геростратов, талмудистов и симулянтов". "Авангардисты - смотря впереди кого и чего. Возможно, что с ними хорошо есть г....".

    * * *

    Валерий Гаврилин_08

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,1966k]
  • Жанр: Другое
  •   В 1990 году, когда страна вступила в заключительную фазу катастройки, Валерий Гаврилин перенес второй инфаркт, общественно-творческая деятельность его несколько приутихла, но сосредоточенная работа продолжалась, и в начале трагических 90-х он записывает четверостишие, обыгрывающее поговорку о дурацком и легкомысленном свойстве русского человека:
      
       Поскакавши - постоим,
       Постоявши - скачем.
       Что имеем - не храним.
       Потерявши - плачем.
      
       А следом идут две совершенно серьезные записи о крушении СССР и о стойкости православного художника на пиру предателей и перевертышей: "Уничтожена не просто соц. система - уничтожен санитарный форпост (легкие), где мировой дух очищался от грязи". И на следующей странице: "Мы не пойдем на гражданскую войну, но к войне за нашу веру, за божий порядок должны быть готовы".
      

    * * *

    Валерий Гаврилин_09

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,969k]
  • Жанр: Другое
  •    Несколько раз Гаврилин записывает, как бы просто твердит излюбленную мысль: "Человека воспитывает не искусство, а только другой человек". Он сравнивает жизнь советского театра (святого по сравнению с демократическими нравами) с бродячей скоморошьей труппой, где, если выступающий проворовался, упер крынку молока, его бьет вся публика, несмотря на художественные достоинства укравшего. "Если узнают, что группа из прекрасных мастеров нечиста - например, в ней сожительствуют друг с другом, - ее изгоняют из селения с позором. Т.е. человека в человеке воспитывает только человек. Искусство при этом - лишь одно из орудий воспитания, и от того, в руки какого человека-воспитателя оно попадет, будет зависеть результат воспитания".
      
       Сегодня усилиями ТВ и воротил шоу-бизнеса искусство сознательно ввергается в самые грязные руки и другие члены носителей искусства, духовного, а может, и реального СПИДа. Взять хотя бы вызывающую и отвратную рекламу магазинов "Арбат-престиж" с парадом геев и трансвеститов, которая преследует, по-моему, не столько торговые, сколько скрытно-растленные цели.
      

    * * *

    Валерий Гаврилин_10

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2524k]
  • Жанр: Другое
  •   Валерий Гаврилин: "Россия - единственная страна, гражданин которой может сказать, что он как чужой в своем Отечестве - так хорошо у нас иностранцам и так плохо своим". Это он сказал уже ближе к концу жизни, когда демократические свободы были провозглашены, когда все чаще Ельцин стал говорить о возрождении величия России, а в кабинете у него появился портрет Петра I. За годы, прошедшие с этой записи, мы стали, по-моему, еще более чужими в своей стране, особенно если посмотреть на канал "Культура".

    * * *

    Валерий Гаврилин_12

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2384k]
  • Жанр: Другое
  •   Валерий Гаврилин: "Сын музыковеда В.Браиловского - восемнадцатилетний паренек, прослушав по радио мою "Русскую тетрадь", с полными слез глазами сказал отцу: "Папа, Гаврилин - еврей?" - "Нет, с чего ты взял?" - "По-моему, такую музыку может написать только еврей с измученной и исстрадавшейся душой". Ленинградский паренек, общаясь с определенными творческими кругами, уже прочно усвоил один из распространенных стереотипов. Причем царящих почему-то у нас, на Руси. Американские евреи, например, вовсе не демонстрируют вселенскую скорбь, а напротив - подчеркнуто жизнерадостны, хотя там бытовой, но скрываемый антисемитизм сильнее, чем в России. В программе "Школа злословия" ведущие беседовали с раввином, который до того скорбел, печаловался и вздыхал, что бравые дамы в кадре не выдержали: "Почему такая грусть?". Раввин в очередной раз вздохнул: "Если бы я был веселый, то какой же бы я был еврей". Вот восемнадцатилетние и попадаются на эту маску преуспевающих, не комплексующих, весьма активных людей, которые на том же телевидении безбедно царят, беспрерывно зубоскалят и высокомерно учат нас, сострадающих, жить.

    * * *

    Валерий Гаврилин_13

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2730k]
  • Жанр: Другое
  •   Валерий Гаврилин: "Молодежь - наиболее консервативная часть общества. Никто с таким упорством не ищет легких и обходных путей. Если их нет - слепо идет по старым", - с грустью записывает он, предугадывая наше время еще большей консервативности молодежи, которая даже не думает о собственном будущем, не борется за него, а просто устраивается, ищет легких и проверенных путей к благополучию. Подсказка и прославление этих путей, собственно, стали частью предвыборной программы СПС. Его лидеры заигрывали с молодежью, развлекали ее, внушали: думайте о себе, о личной выгоде, бросайте эти высокие материи. И проиграли. Наверное, их молодые сторонники не голосовали, ушли за "Клинским".

    * * *

    Валерий Гаврилин_14

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,1110k]
  • Жанр: Другое
  •   Валерий Гаврилин: Вот весьма современная мысль: "Творчество - одно из самых необходимых условий жизни современного человека. В какой бы малой дозе оно ни присутствовало в личности, оно делает ее живой. Без моментов творчества организм расстраивается, как без витамина". Ясно, что сегодня таких моментов в жизни людей все меньше - они оторваны от природы, от разнообразных ремесел, меньше путешествуют (дорого, некогда, недоступно), реже поют песни - чаще слушают "жвачку для ушей", сократилось число клубов, бесплатных кружков и секций. Вообще глобализация и стандартизация убивают творчество. Вот без этого витамина мы и имеем самую низкую продолжительность жизни в Европе и 60 тысяч самоубийств в год.

    * * *

    Валерий Гаврилин_15

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,747k]
  • Жанр: Другое
  •   Валерий Гаврилин: "Фольклор - детище сложившейся морали и веры. Без них фольклор невозможен". А с ними, устоявшимися, сегодня - не нужен хозяевам жизни, электронным СМИ, необольшевикам, которые решили снова переломить мораль, веру, мировоззрение народа через колено. Лозунги обогащения, прагматизма, волчьи законы рынка - не для русского человека, для этого достаточно лишь обратиться к вековому фольклору. Тем хуже для русского человека! - заявляют реформаторы.

    * * *

    Валерий Гаврилин_16

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2144k]
  • Жанр: Другое
  •   В последние годы жизни Гаврилин вдумчиво читал труды православного мыслителя Павла Флоренского и выписывал из них те мысли, которые были особо созвучны его личному состоянию, собственным раздумьям о судьбе и мировоззрении русского человека, которого толкали в рынок, во власть чистогана, во вседозволенность. "Не ищите власти, богатства, влияния. Нам несвойственно все это. В малой же доле оно само придет - в мере нужной. А иначе вам станет скучно и тягостно жить". (П. Флоренский). Ну и сам блестяще формулировал свои наблюдения над творящимся: "Безоглядная модернизация жизни, безумный отход от традиций с каждым веком увеличивают число неприкаянных, выброшенных из круга жизни людей, не сумевших приспособиться. И они станут могильщиками прогресса".

    * * *

    Валерий Гаврилин_17

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2072k]
  • Жанр: Другое
  •    В разгар завываний правозащитников, поставивших право на свободное перемещение по миру, на эмиграцию, особенно на историческую родину, чуть ли не главным правом человека в огромной нищающей стране, где большинство и не помышляют быть гражданами мира, Гаврилин с презрением записывает: "Если бы люди начали бегать по земному шару в поисках свободы и колбасы (вместо того, чтобы...), то не образовалось бы ни одного народа, ни одного государства, ни одной культуры, ни одной цивилизации". В этой фразе опущены понятные для него вещи: "вместо того, чтобы..." - созидать, думать о ближних, ставить высокие цели, терпеть ради общего блага и родной страны. То есть понятия, неведомые нашим либералам.

    * * *

    Валерий Гаврилин_18

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,648k]
  • Жанр: Другое
  •    Валерий Гаврилин: "Русская литература!!! Какой могучий, развернутый, глубоко эшелонированный в веках фронт, наступающий в постоянно одном направлении - к братству, добру, свету".

    * * *

    Валерий Гаврилин_19

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2175k]
  • Жанр: Другое
  •   "Неповторимый значит смертный. Хочу повторяться и быть бессмертным. Хочу повторять любимое и обессмертить его. Это мое кредо".

    * * *

    Валерий Гаврилин_20

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,1891k]
  • Жанр: Другое
  •   Первый признак всякого крупного таланта - ранняя мировоззренческая ясность и точный выбор духовных опор. В самом начале учебы в Ленинградской спецшколе подросток записывает: "БЛОК - гений. В. Гаврилин". Тут же - следующая запись: "Подумать о переложении на музыку "12" Блока для хора", а дальше - нотные наброски. И наконец: "Только так. Если позабудусь - читать предисловие к "Возмездию" БЛОКА". Мне сразу вспомнились свои блоковские штудии в юношеском зале Библиотеки имени Ленина, куда я бегал через мост из Замоскворечья, и в армии, где я в бодрствующих сменах караула зачитывался записными книжками и статьями Блока. Из предисловия к "Возмездию" больше всего врезалось это открытие: "Зима 1911 года была исполнена глубокого внутреннего мужественного напряжения и трепета. Я помню ночные разговоры, на которых впервые вырастало сознание нераздельности и неслиянности искусства, жизни и политики". Какое точное выражение - "нераздельность и неслиянность". Все приверженцы "измов" пытаются их искусственно разделить или насильно слить, а органичный художник чувствует естественные границы. В период перестройки, идейного противостояния и торжества космополитического либерализма я до конца понял суть другого блоковского высказывания: "Я - художник, а следовательно - не либерал. Объяснять это считаю излишним". Валерий Гаврилин, который всего на 5 лет старше меня, понял это поразительно рано, записав уже в 1967 году: "Нет ничего страшнее либерализма. Даже воинствующий консерватизм лучше, т.к. он очевиден. Либерализм же лжив, увертлив и трудно уловим. Он путает ясное отношение к вещам и сбивает с прямой дороги". Но молодого композитора уже нельзя было сбить с прямой дороги. Стремительно идя по ней, он мог только усмехаться на гримасы своих коллег: "Экспрессионизм - конечно же" или: "Авангардисты делятся на Геростратов, талмудистов и симулянтов". "Авангардисты - смотря впереди кого и чего. Возможно, что с ними хорошо есть г....".

    * * *

    Валерий Гаврилин_21

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2269k]
  • Жанр: Другое
  •    "Тургенев, и Фет, и Толстой критиковали стих Пушкина в "Туче": "И молния грозно тебя обвивала" - за неправду: молния не обвивает (Тургенев: "это не дает картины). К вопросу о точности "неточных искусств...". Самое поразительное (может, Гаврилин этого не знал), что "неточное" искусство Пушкина, умноженное на гениальную интуицию, оказалось точнее доводов критиков: позднейшие физические исследования доказали, что разряд молнии не раскалывает тучу, как это видится нам с земли, а именно обвивает!

    * * *

    Валерий Гаврилин_22

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2215k]
  • Жанр: Другое
  •   "Зима. Буровая на Нижней Тунгуске. Три привезенных с "Большой земли" поэта читают стихи. Огромный бородач в пимах, проснувшись, врубает на всю катушку транзистор. Далекий Хиль поет:
      
      Скажет старший брат: "Ступай домой!"
      Младший хоть бы что: "Пожалуйста!"
      Старший: "Я - Чапай, ты - Петька мой!"
      
      Когда отзвучал последний аккорд, владелец транзистора сказал:
      
      - Вот так, кореш, писать надо! Знаешь, чья это песня?
      
      - Композитора Гаврилина, - скромно потупив очи, сказал я.
      
      - Гаврилина?! - не дал договорить бородач. - Да эту песню знаешь кто?! Эту песню... сам маршал Жуков сочинил! - И чуть не задохнулся: - Четы... Четырежды Герой Советского Союза!.."
      
      Эта замечательная история, рассказанная поэтом Виктором Максимовым, который, кстати, и написал слова к той самой песне "Два брата", что исполнял Хиль, вошла в сборник воспоминаний "Этот удивительный Гаврилин...", выпущенный в Петербурге.
      
      Валерий Александрович Гаврилин не был четырежды Героем Советского Союза. Он, правда, был лауреатом Госпремии СССР за хоровую симфонию-действо "Перезвоны", Госпремии РСФСР им. М.И. Глинки за цикл "Русская тетрадь", премии Ленинского комсомола за вокально-симфоническую поэму "Военные письма", лауреатом многих конкурсов... Дело, впрочем, не в премиях, даже самых высоких. Как напишет Нелли Тульчинская, концертмейстер Петербургской консерватории, "самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора и вообще на великого человека. Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и очень добрыми карими глазами. И с очень красивым голосом, мягким таким баритоном". Но этот смиренный скромный человек с внешностью учителя средней школы был композитором милостью Божьей.
      
      Воспоминания, написанные вскоре после его неожиданной смерти в январе 1999-го и собранные его женой Натальей Евгеньевной, конечно, только абрис к большой биографии замечательного мастера. Тем не менее они не только сохраняют драгоценные подробности жизни замечательного Мастера. Не только дарят представление о личности яркой, разнообразной, уникальной по дарованиям. Они оставляют самое сильное впечатление как свидетельство о возможности чуда, проще - о возможности почти невозможного. В воспоминаниях его первой учительницы музыки Татьяны Дмитриевны Томашевской, которая пришла вести занятия хора в вологодском детском доме в 1951 году и там и встретила своего ученика, до сих пор жива эта оторопь, удивление перед его недетской пытливостью, увлеченностью музыкой. Ребенок, в 11 лет впервые севший за пианино, спустя несколько занятий просит "несколько книг о симфоническом оркестре", поясняя тихо, что "хотел бы побольше знать". "Он учился с благоговением", - констатирует учительница. Спустя год он уже подарил Татьяне Дмитриевне листки из альбома по рисованию. "Нотный стан расчерчен очень ровно, написано аккуратно: "Г. Гейне. Красавица рыбачка. Для голоса с сопровождением фортепиано, музыка В. Гаврилина". Вот еще когда появлялось предчувствие будущих "Немецких тетрадей"...
      
      Нетолстая эта книга интересна и тем, что дает ту самую "возможность следовать за мыслями великого человека", о которой писал Пушкин. Впрочем, если выйдет второе, дополненное издание книги самого Валерия Гаврилина "О музыке и не только... Записи разных лет" (первое издание вышло тиражом 1000), возможность эта еще более расширится. "О музыке..." - из тех книг, что способны стать нашими собеседниками на долгие годы.
      

    * * *

    Валерий Гаврилин_23

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2592k]
  • Жанр: Другое
  •   Ночью над землей зажигаются звезды. Большие, маленькие, яркие и далекие. Звучит небесная музыка, услышать которую дано не каждому. Высшая композиторская мечта - прикоснуться к ней, влиться в нее нотой, тактовой черточкой, паузой... Избранникам судьбы порой дана такая власть. Творчество талантливого композитора и доброго застенчивого человека Валерия Гаврилина стало аккордом в музыке сфер, а вместо малой планеты N 7369 в память о композиторе на небосклоне появилась звезда "Гаврилин".
      
      Творчество нашего земляка Валерия Гаврилина давно стало классикой. Классикой, любимой уже несколькими поколениями петербуржцев. Валерий Александрович умер незадолго до своего шестидесятилетия. Вчера, в день, когда композитору мог бы исполниться 61 год, на Литераторских мостках, где он похоронен, состоялось открытие памятника.
      
      Те, кто любил Валерия Александровича, в память о нем бережно сохраняют его музыкальное наследие. Создана специальная комиссия по увековечению памяти Валерия Гаврилина, возглавляемая Андреем Петровым, которой активно помогают его друзья и коллеги - Станислав Горковенко, Эдуард Хиль, Александр Белинский, Таисия Калинченко, Альбина Шульгина, Владислав Чернушенко и другие.
      
      В этом году выпущены в печать сборники композитора "Три песни Офелии" и "Русская тетрадь", проведен фестиваль музыки Гаврилина в Петербурге и Вологде, а Вологодская филармония и одна из школ искусств Приморского района стали носить его имя.
      
      Решением ученого совета Консерватории учреждена специальная стипендия для студентов теоретико-композиторского факультета, которая тоже носит имя Валерия Гаврилина. В концертных залах будут звучать новые музыкальные программы "Вальсы Валерия Гаврилина" и "Валерий Гаврилин - музыка и слово".

    * * *

    Валерий Гаврилин_24

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,1762k]
  • Жанр: Другое
  •   "Царь музыки - человеческий голос. Границы его невелики, но глубина его бесконечна, как сама история человека!"

    * * *

    Валерий Гаврилин_25

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,1971k]
  • Жанр: Другое
  •   Несколько раз Гаврилин записывает, как бы просто твердит излюбленную мысль: "Человека воспитывает не искусство, а только другой человек". Он сравнивает жизнь советского театра (святого по сравнению с демократическими нравами) с бродячей скоморошьей труппой, где, если выступающий проворовался, упер крынку молока, его бьет вся публика, несмотря на художественные достоинства укравшего. "Если узнают, что группа из прекрасных мастеров нечиста - например, в ней сожительствуют друг с другом, - ее изгоняют из селения с позором. Т.е. человека в человеке воспитывает только человек. Искусство при этом - лишь одно из орудий воспитания, и от того, в руки какого человека-воспитателя оно попадет, будет зависеть результат воспитания".

    * * *

    Валерий Гаврилин_26

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,1944k]
  • Жанр: Другое
  •   "Судьба песни наиболее схожа с жизнью, судьбой человеческой, более других жанров подчиняется правилам человеческого существования: мода, наряды, питание (хорошее, дурное), похожесть, непохожесть (как мой предок похож и не похож на меня), гены, память, смерть и даже... воскрешение. Самых святых, конечно.
      
       А живописец, наверное, сказал бы, что песенный мир - это луг".
      
       Подумать только, еще двадцать лет назад это можно было написать и не показаться наивным! Какой живописный луг? - сегодняшняя песня - это выгон, истоптанный скотиной, или луговина, зарастающая дурниной, потому что никто не подсевает клевера, тимофеевки, луговой овсяницы. Но главное наблюдение Гаврилина остается в силе: да, песня схожа с жизнью человеческой и, поскольку жизнь убога, жестока, механизирована и криминализирована - такие же попсовые поделки наводнили эфир, захлестнули уши и души. Символ нашего времени - конкурс блатной песни силами самих осужденных - "Тюремный шансон" с показом по федеральным каналам. Пропаганда цветет махровым цветом среди зэковских наколок.
      
      
      
      Если художник тянется к свету - время его не согнет
       "Если художник тянется к свету - время его не согнет, - убежденно записал Гаврилин и добавил для образности: - Даже на крутых откосах деревья вырастают прямо". Композитору и, как показало время, одаренному литератору было у кого учиться: "Г.В. Свиридов - один из немногих художников, чья муза никогда не вдохновлялась грязью. Он весь от света".
      

    * * *

    Валерий Гаврилин_27

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2770k]
  • Жанр: Другое
  •   "Высокое искусство выключено из жизни нашего общества, для него нет добрых слов от Родины: стали цениться только слова, сказанные на другом языке и оплаченные другими денежными знаками. Когда Большой театр был в Великих Луках? В Торопце? Знают ли они о тех, кто там живет? Откуда могут брать они любовь к Родине, сострадание к ней?".
      
       Наивные вопросы: сегодня отсутствие этой любви и сострадания - залог преуспевания. Но композитор продолжал записывать в дневнике православные постулаты, помогающие ему самому выстоять: "Перед Богом нет дел великих и малых - есть дела прямые и кривые".
      

    * * *

    Валерий Гаврилин Письмо 3

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2316k]
  • Жанр: Другое
  •   В преддверии Великой Победы в театре Рязанского института культуры "Дом напротив" состоялась премьера вокально-симфонической поэмы "Военные письма". Это произведение великого русского композитора Валерия Гаврилина.
       Спектакль стал курсовой работой группы 112 кафедры режиссуры. Эта студенческая команда хорошо известна театралам. И прежде всего - бережным отношением к стихотворному слову.
       Группа 112 была удостоена высокой наградой на III областном конкурсе творческих работ "Моя Россия" за спектакль по стихам известного рязанского поэта Евгения Маркина "Серебряный вальс". И новая работа студентов вновь привлекла внимание рязанских театралов.
       Рассказывает Роман Маркин, руководитель курса, режиссер:
       - Великая Отечественная война, из которой наш народ вышел победителем, принесла ему неисчислимые страдания. Великая Победа - это не только Великая Радость оттого, что мы одержали Победу, но и Великая Радость оттого, что стало меньше горя. И мои студенты постарались показать это ощущение, которое осталось в каждой семье, в памяти последующих поколений.
       К сожалению, раньше нам Великую Победу преподносили пафосно, особенно десять-двадцать лет назад, и хотелось бы этого избежать. Поэтому я остановился на произведении Валерия Гаврилина. Финальная его песнь "Май зеленый, май серебряный" не бравурная, она очень горькая, даже тоскливая. В ней нет ликующего оптимизма. И тем дороже нам Победа.
       Я попытался пронести авторскую идею композитора через весь спектакль. Мне показалось, что и романс Евгения Маркина "Венское окно" на музыку Александра Костенко будет здесь органичным, потому что он в русле классического русского мелодизма.

    * * *

    Валерий Гаврилин Военные письма_01

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: неизвестный
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,1783k]
  • Жанр: Другое
  • Аннотация:
    Гаврилин Валерий Александрович… К сожалению, был удивительный, добрый человек, просто русский композитор с простой жизненной позицией – принципиальной – и от того несовременной. Композитор, никогда не занимавшийся созданием ћмусорнойЋ музыки – ћпохоти для ушейЋ, песенок-однодневок, конъюнктурных произведений.
  •   Ещё сохранились такие записи Валерия Гаврилина, которые напрямую к Рубцову не относятся, но которые необходимо вспомнить, если мы говорим о "Рубцовском вальсе"...
      
       "Вальс, русский вальс - праздничная тоска, тщета и торжество жизни, пир и похмелье".
      
       "Секрет вальса. Человек весь - двудолен. Ноги, руки, глаза, ноздри, полушария, ходьба и т. д. Тайна вальса - в наличии 3-й доли, ни на что не опёртой. Она нейтрализует, отвергает 2 полюса земной гравитации; момент 3-й доли - и человек парит над землей и телом и душой"...
      
       В одном из последних интервью Валерий Гаврилин снова и снова возвращается к имени Рубцова, говорит, что Николай Рубцов, образ его стихов занимает его мысли.
      
       Я перечитываю это признание нашего великого композитора, и мне кажется, что Валерий Гаврилин слышал тогда Голос, который ясно различал Николай Михайлович Рубцов. И трудно, трудно отделаться от мысли, что он слышал этот Голос, и когда умирал, сидя в кресле в своём рабочем кабинете...
      
       Как и Николай Рубцов, Валерий Гаврилин умер в крещенские морозы.
      
       И в этом его судьба оказалась сходной с судьбой великого русского поэта.
      
       А "Рубцовский вальс" был... Его слышали многие...
      
       Некоторые, как это можно судить по воспоминаниям, слышат его и сейчас. В своей душе...
      

    * * *

    Валерий Гаврилин Военные письма_02

     
    Ваша оценка:
  • Автор текста: нет
  • Автор музыки: Валерий Гаврилин
  • Исполняет: Звуковые дорожки Филграда
  • Прослушать:[mp3,2243k]
  • Жанр: Другое
  •   Валерий Гаврилин похож на человека, намеренно оставшегося дома, в то время как все его сверстники-коллеги отправились искать счастья - кто куда: одни в серийное и сериальное письмо, другие в лабиринты алеаторики и технической музыки; кое-кто заплутался в темных дебрях авангарда, но большинство вернулись обратно, к простоте и мелодичности. И Гаврилин застал этот стилевой поворот и новую моду на "примитивы" на том же месте, где был всегда, и даже, кажется, не удивился всеобщему возвращению.
      
      Он верил, что музыка - для массового слушателя, и полагал - как законченный идеалист - что рано или поздно, а может быть, совсем скоро к публике "вместо людей в странных, неестественных одеждах, ненатуральными голосами поющих о любви, будут выходить новые Бояны, Кривополеновы. И будет не самопоказ, а лишь излучаемая простыми, безыскусными голосами сила добра и мудрости"[3, с. 5].
      
      В музыкальной среде ему было суждено такое амплуа - простак. А судьбы этих героев не бывают безоблачными.
      
      Давно и прочно бытует мнение, что все, что ему причиталось, Валерий Гаврилин получил при жизни. Заслуженный деятель искусств РСФСР в 40 лет, народный артист - в 46, лауреат многочисленных премий, в том числе высшей - Госпремии СССР - хотя не такой уж был трудяга, и наследие совсем не велико: дня хватит, чтобы все прослушать. А главное: он не подвергался гонениям. Его музыку никто и никогда не запрещал, напротив: её хвалили крупные, непререкаемые авторитеты; и мученический ореол, столь милый сердцу советских, а особенно, постсоветских деятелей культуры, не подсвечивал его имени.
      
      Творчество Гаврилина тесно связано с эпохой и четко ограничено ею, подобно "крестьянской прозе" Федора Абрамова или Василия Шукшина. Сегодня уже нет или почти нет на свете поколения, запечатленного в его музыке - юных вдов, вырастивших детей, смутно, а то и совсем не помнящих отцов; будущих мужчин, которых воспитывали бабы - тетки, крестные, старшие сестры, вынесшие на своих плечах послевоенное лихолетье; сироты и полусироты, ничего не знающие о судьбе репрессированных родителей... Ушел в прошлое и тот слой горожан, которые помнили чаепития на кухнях семи-десятикомнатных коммунальных квартир, где вчера ссорились, а нынче - мирились, умевших довольствоваться малым - лишь бы не было войны! - картошка с кислой капустой (восемь копеек килограмм), чай с "подушечками", телевизор с маленьким экраном и толстой линзой. Поколение сильных духом людей, презиравших праздность, нытье, "дырявые" неумелые руки. Мещанство? Скорее, необходимая аккуратность, естественное желание хоть как-то приукрасить простую, предельно скромную материальную жизнь.
      
      Среда эта, родная и знакомая Валерию Гаврилину, не могла служить объектом для музыкальной карикатуры; быт не воспринимался как нечто низменное, враждебное духовному началу, и столь характерное в искусстве XX века "осуждение через жанр" композитору свойственно не было...
      
      Многое из музыки Гаврилина принадлежит его времени. Останется, вероятно, не все: конечно, "Анюта" - точное попадание в чеховские образность и стиль, "Перезвоны" - кульминация "деревенской" темы, какая-то часть камерных сочинений. Важнее другое: идея, метод, извечная, но единственно плодотворная мысль о невозможности существования "высокого" без "низкого". В стремлении "возвысить народный напев до трагедии" Гаврилин был в числе немногих единомышленников; в поэтизации обыденно-тривиального и вовсе одинок - запоздавший на полтора столетия скромный "русский Шуберт" во времена цветения музыкального авангарда выглядел ограниченным, несовременным и слегка смешным...
      
      Казалось, что в конце восьмидесятых-девяностых годах Гаврилин-человек пережил Гаврилина-художника: сочинения последних пятнадцати-семнадцати лет его жизни уже никого не интересовали и нигде не звучали. Имя композитора помнили; его музыка, как перевернутая страница партитуры, была забыта.
      
      На рубеже веков, уже после смерти автора, о нем заговорили вновь; возникло нечто вроде "моды на Гаврилина" - и неожиданной, и закономерной. Его деми-стиль - полуакадемический, полуэстрадный - представлялся выходом из технологического тупика, спасением искусства от приевшегося умствования и звукоизобретательства; простота языка Гаврилина вызывала ассоциации с "примитивизмом" Гайдна сравнительно с "Искусством фуги" Баха или наивностью песен Шуберта, создававшихся рядом с масштабными симфоническими полотнами Бетховена: начало новой эпохи всегда примитивно в сравнении с уходящим стилем. Тип художника, не боящегося банальностей, открытого всем звукам окружающего мира, казался долгожданным и истинно ценным; не сравнивая художественные величины, задумаемся над сегодняшней гиперпопулярностью Чайковского, Рахманинова, Малера. Наше время предпочитает Рахманинова Скрябину, и это не случайно.
      
      Гаврилинский стиль: конец или начало эпохи? Мнения разные. "К сожалению, эта линия "Свиридова - Гаврилина", как мне кажется, сейчас оборвалась. Я не знаю композитора, кто бы ярко, интересно работал в этом направлении", - написал Андрей Петров.[1]. "В наступившем XXI веке перед каждым художником рано или поздно встает задача прорыва в новую сферу. Сильный импульс к этому прорыву дает направление, представленное творчеством В. А. Гаврилина, которое в данный историко-музыкальный момент оказывается одним из наиболее перспективных на пути развития современной музыки", - замечает известный музыковед-исследователь, профессор Петербургской Консерватории Екатерина Ручьевская. - "Творчество мастера, обладающее особой возвышенностью и нравственной чистотой, подает руку человеку, пришедшему в концертный зал" [4, с. 62]. А вот мнение и самого слушателя: "Такая радость - Ваш балет! Полный музыки, наконец, музыки!.. И еще о Вашей музыке: Вы удивительно знаете и передаете мир уже ушедшей жизни, но музыка Ваша современна в лучшем смысле этого слова" [5, с. 31].
      
      Хранитель музыки - эмоциональной, живой, открытой аудитории, далекой от чрезмерного, иссушающего интеллектуализма - таким видят и "слышат" Гаврилина обычные посетители концертов. Редкие авторские вечера композитора собирают не одних профессионалов, как это бывает с его коллегами; достаточно вспомнить премьеру "Перезвонов" в 1984 году: лишний билетик в Большой зал филармонии спрашивали уже в метро - явление для современного искусства единичное.
      
      Простую музыку писать непросто - гораздо легче, вероятно, выстроить переусложненные сериальные композиции - и авторский почерк Гаврилина всегда выдавал руку мастера. Он мог быть изобретательным и остроумным при том, что любая музыкальная мысль, без умствования и черных философских бездн - отличались понятным и ясным смыслом. Творческая линия Свиридова-Гаврилина шла в русской музыке параллельно иному, магистральному пути, проложенному Дмитрием Шостаковичем и "утрамбованному" его многочисленными последователями - утверждавшему приоритет концептуального, интеллектуального искусства, масштабных форм.
      
      Мир обыкновенного человека - не героя, не лидера, увлекающего массы, и не духовного титана, замкнувшегося в гордом одиночестве - интересовал Гаврилина всегда, обращался ли он к поэзии Гейне, прозе Чехова или текстам русских частушек. И эта "гоголевская" тема, столь важная в отечественной классической литературе и искусстве звучит как "мысль, для гаврилинского миросозерцания очень характерная: нет незаметных людей и напрасных жизней - вглядитесь пристальней, с любовью в душу скромнейшего из встречных, и вы откроете в ней нечто прекрасное и неповторимое".
      
      Гаврилин и сам выглядел человеком обычным, заурядным, ничем не примечательным: внешность "не композиторская" - такая, что никто не обратит внимания, но привлекал доброжелательный взгляд, улыбка, сдержанные, приятные манеры и уважительное отношение к собеседнику, кем бы он ни был - студентом-первокурсником училища или маститым музыкальным деятелем из Союза композиторов.
      
      
      
      "Я слышал суждение: ″Музыка эта хороша, талантлива, но когда её слушаешь, то можно подумать, что не было ни Стравинского, ни Шостаковича, ни Прокофьева″" [1].
      
      
      
      На барельефах возведенных ими зданий, в "густонаселенных" скульптурных композициях зодчие нередко изображали себя. Среди персонажей групповых портретов времен прошлых и настоящих, зачастую мелькал облик самого художника. Знаменитые режиссеры любили сниматься в эпизодах собственных фильмов.
      
      В одном из лучших сочинений Валерия Гаврилина, вокальном цикле "Вечерок", композитор вольно или невольно запечатлел себя - в герое повествования. Точнее, героине - старомодной, немолодой и нелюбимой, в чем-то очень ограниченной, а вместе с тем трогательной и "непридуманной". Под хриплое тиканье старых настенных часов, одна, она вспоминает свой недолгий, быть может, единственный роман, листая домашний альбомчик, в котором стихи Гейне чередуются с незатейливыми рифмами вроде: "За ваш привет - дарю букет".
      
      Гаврилин был признан - и не признан; будущему историку музыки, листающему кипы официальных документов и написанных в одинаковых выражениях и с одинаковыми похвалами дежурных газетных рецензий, придется нелегко: истина таится между строк.
      
      "Этот автор питается не из чистого источника", - говорили о Валерии Гаврилине с его любовью к массовой песне, частушке и жестокому романсу, музыкальным "бытовизмам" и мелодраме. Мэтрам авангарда и поставангарда он казался сладковато-банальным, рок-аудитории - провинциальным и несовременным. Быстро миновал краткий звездный час, подсвеченный сиянием государственных премий и званий, остались в прошлом времена, когда с телевизионных экранов не сходила "Анюта" со знаменитыми Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, а из всех консерваторских и училищных классов доносился знаменитый гаврилинский "Марш". В последние годы жизни больной, заметно одряхлевший композитор на вопрос, почему он, продолжая писать музыку, не спешит её показывать, работая "в стол", отвечал с усмешкой: "Кому это нужно? Зачем? Не нужны мои сочинения...".
      
      И в лучшие времена - в семидесятых - начале восьмидесятых - творческие контакты и связи с Москвой оказывались сильнее и крепче петербургских. Режиссеры и балетмейстеры, теле- и кинодеятели ценили музыку Гаврилина больше, чем коллеги-профессионалы из Дома композиторов. Свой среди чужих, чужой среди своих - таким он оставался всегда, даже в ту пору, когда его "Дождь за окнами" и "Двух братьев" пели повсюду.
      
      "Только что была исполнена Ваша песня " Два брата". Изумительная вещь, я второй раз её слышу и плачу. Какая красота, какая свежая форма, как она естественна. Какие дивные переходы: в мелодии, от темы к теме, от куплета к куплету. Это шедевр. Поверьте мне!" - так мог сказать о музыке Гаврилина только Георгий Свиридов [6, с. 110]. Но и самые популярные некогда песни мастера сегодня забыты - вместе с кумирами прежней эстрады - Людмилой Сенчиной, Таисией Калинченко, Эдуардом Хилем. Новые времена - новые песни...
      
      Гаврилин "заливал тоску" песней; и песня была у него основой всего - от малых форм до масштабной симфонии-действия "Перезвоны". Мелодии выходили из-под пера легко - сердечные, задумчивые, симпатичные в своей душевной простоте.
      
      Композиторы начала тысячелетия, устав от микротем и обилия кластеров, снова учатся сочинять мелодии, пытаются услышать живые, естественные интонации музыкальной речи, которая не может быть анациональной. Пусть даже и нет в деревне голосистых тальянок, забыты хороводы, вырождаются частушка, кадриль и ланце...Народность - категория не стилевая, а нравственная
      
      "Можно быть "канарейкой" одинаково в стиле Аренского и в стиле Булеза", - говорил Валерий Гаврилин. Облегченно-изящное "канареечное пение" не привлекало лучших русских музыкантов, ценивших в искусстве художественную правду более, гораздо более и глубже виртуозности, внешней красоты и развлекательности. Неотточены и неизящны партитуры Мусоргского, не закончен "Князь Игорь", тяжеловаты формы опер Римского-Корсакова, а главное - не это существенно в национальном искусстве. Важнее иное: "глаголом жечь сердца людей". Растревожить, растрогать, заставить задуматься.
      
      Литература
      1. А. Петров. Гаврилинская исповедальность. Газета "Труд", 1999г.,13 апреля.
      
      2. О. Тихомирова, А. Тихомиров. Подслушанные диалоги. Журнал "Скрипичный ключ", 1998 г., Љ4.
      
      3. В. Колосова. "Валерию Гаврилину 50 лет". Газета Советская культура, 1989 г., 17 августа.
      
      4. Е. Ручьевская. Аннотация к авторскому концерту В. Гаврилина. Буклет "Муз. весна в С.-Петербурге-99".
      
      5. А. Сохор. "Валерий Гаврилин". Музыка и современность. Вып.1, 1982 г.
      
      6. Л. Раабен. "О духовном ренессансе в русской музыке 60-80 гг", 1998 г.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 3, последний от 05/06/2012.
  • © Copyright Валерий Гаврилин (filgrad@yandex.ru)
  • Обновлено: 14/05/2005. 1k. Статистика.
  • Другое

  • Связаться с программистом сайта

    Сайт "Художники"
    Доска об'явлений для музыкантов